Интернет-журнал Москвы
Добро пожаловать в спортивную семью
Ольга Аркадьевна Широких
   Руководитель балетной студии «Классика» в ДК «Алые паруса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ольга Аркадьевна, расскажите о том, как вы пришли в балет.

Мне в детстве всегда нравилось играть в театр, разучивать песни, ставить танцы. В танец пришла за подругами, в 9 лет.

Когда я увидела по телевизору "Лебединое озеро", то загорелась во что бы то ни стало осилить этот балетный танец. Потом я поняла, что это большой труд, но все же решила попробовать. Будучи в классе маленькой по росту и возрасту, я постоянно доказывала своим педагогам, что я смогу, что у меня все получится. Меня выручало то, что я была очень обаятельная  и эмоциональная. Я всегда улыбалась!

Балет научил меня настойчивости и труду. Благодаря своей профессии, побывав во многих странах с театральными гастролями, я увидела много интересного.

- Как, на ваш взгляд, занятия балетом развивают девочек?

Балет, я считаю, укрепляет здоровье детей, развивает физические и внешние данные ребенка, формирует его характер, прививает дисциплину. У девочек формируется фигура, осанка, укрепляется здоровье.

Танец органически связан с музыкой, поэтому у ребенка улучшается слух, появляется чувство ритма. Однако главное – в балете у ребенка воспитывается трудолюбие! Ведь наши занятия очень сложные, и лишь дисциплина и умение трудиться помогает девочкам выдержать нагрузку.

На наших занятиях ребенок гармонично развивается! Ведь детям приходится запоминать много движений, их последовательность, благодаря чему ребенок развивается интеллектуально. Даже многие родители говорят мне: «Ольга Аркадьевна, мой ребенок стал более дисциплинированным, собранным. У него развивается образное мышление, он лучше учится».

Кстати сказать, все мои девочки талантливы отнюдь не только в танце. Они поют, рисуют, рассказывают стихи.

- Как часто у вас проходят занятия?

К сожалению, всего три раза в неделю. Конечно, хотелось бы больше!

- С какого возраста, по вашему мнению, родителям  можно смело приводить девочек на балет?

На протяжении пяти лет моей работы в Доме культуры я пришла к выводу, что дети могут начинать заниматься балетом, достигнув шести лет. Таким детям я уже могу преподавать базовые элементы классического балетного танца. Хотя ко мне нередко подходят родители с просьбой взять на занятия, например, пятилетних девочек. В таких ситуациях я смотрю, как ребенок думает, как воспринимает обучение. Если девочка готова к занятиям – я ее беру.

- Возможно ли в таком возрасте определить способных детей. Играет ли здесь роль телосложение или тип характера ребенка?

В шестилетнем возрасте, конечно, нельзя однозначно сказать, насколько ребенок талантлив именно в балете.  Это возможно сделать у более взрослых детей, в 10-11 лет.

Однако, девочек способных к танцу можно определить сразу! Их видно по телосложению и таким физическим данным, как выворотность ног, большой шаг, подъем стопы, гибкость. Главное, чтобы у ребенка был характер, способный на преодоление трудностей. Я с уверенность могу сказать, что и в маленьком возрасте есть дети, способные преодолеть все сложности. И именно такие дети добиваются наибольших успехов.

- Ольга Аркадьевна, есть ли у вас особенный подход к детям, свой метод преподавания?

Окончив хореографическое училище и проработав более двадцати лет в театре классического балета, я решила преподавать балет всем детям без исключения и целенаправленно пришла работать в Дом Культуры. Свои занятия я строю, исходя из программы хореографического училища, "Основы классического танца. Первые четыре года обучения" А.Я. Вагановой. Однако я преподаю детям не  с такой строгостью, как в специализированных школах балета.  

Также каждый год я присматриваюсь к новым девочкам и свое обучение строю, отталкиваясь уже от их индивидуальных особенностей. Ведь поколения детей совершенно отличаются друг от друга. Дети 2000-го совсем не похожи на детей 2002-го года. И одной программой преподавания здесь не обойтись. Я даю облегченный урок, чтобы не отбить у ребенка желания танцевать. Ведь я хочу привить детям любовь к балету.

Я считаю, чтобы научиться танцу, его надо смотреть. И мы с детьми регулярно ходим на спектакли, классические постановки: "Щелкунчик", "Золушка", "Дон Кихот"... Здесь ребята узнают движения из наших танцевальных выступлений. И это им очень нравится.

- В вашей педагогической деятельности были случаи, когда дети связывали свою жизнь с балетом?

Мой преподавательский стаж еще не такой большой: мои дети еще не успели вырасти. Однако у меня есть звездочки, которые спрашивают, куда поступить. Две девочки из тридцати точно хотят связать свою жизнь с танцем.

Набираешь новых детей и начинаешь с ними учиться! Одна группа у меня, например, более классическая, а другая – народно-сценическая. Отсюда разные танцы. И развитие у каждой группы идет по своему пути. И, главное, это нравится детям!

Удивительно, но у меня большинство родителей хотят поставить своих детей на пуанты, но не всем детям пока это удается. К каждому ребенку я присматриваюсь, развивая то, в чем он талантлив. 

- То есть вы преподаете своим детям то, что им нравится, без строгого «нужно»?

Нет, я их все же заставляю. Без этого не воспитать дисциплинированность. А без дисциплины в балете нельзя! Однако я добиваюсь ее своеобразно. Например, нет у девочки выворотности, и я не буду ее за это ругать. Но в том, что ей удается, я буду требовать. Ведь наши занятия в ДК могут стать хорошим стартом для детей.

- Что дают детям выступления?

Многое! Большую роль в художественном воспитании ребенка играет сценическая практика, так как она развивает в детях танцевальность и выразительность. Отталкиваясь от программы обучения, я стараюсь разрабатывать и сценические выступления. 

Мы много участвуем в городских, районных и областных фестивалях и конкурсах. В прошлом году я с детьми участвовала во Всемирной танцевальной Олимпиаде в Москве, где мы заняли первое место группой и дуэтом. 

- Где вы берете идеи для новых постановок?

Мне подсказывает музыка. В младшем возрасте дети прислушиваются ко мне, в старшем – я прислушиваюсь к ним.

- У вас часто бывают случаи, когда дети уходят из студии?

Очень редко. Уходят те, кому очень трудно. Все зависит не только от детей, но и от их способностей. Главное – желание ребенка, но и родителей. Иначе девочкам сложно, и они выбирают другие танцевальные направления и спортивные  кружки. И это тоже правильно. Спорт в любом проявлении полезен. Главное – чтобы дети не уходили в никуда!

- Почему, на ваш взгляд, родители сейчас так охотно отдают детей в балет? Какие цели они чаще всего преследуют?

Родители сейчас чувствуют недостаток в общеобразовательной школьной программе и стараются отдавать своих детей в дополнительные секции и кружки. На примере дореволюционной программы дети разучивают вальсы, польки, мазурки, полонезы… Одним словом, сейчас стараются дать детям полную программу культурного воспитания. 

Однако есть родители, которые целенаправленно хотят отдать своих детей именно в балет.

 

 

Общаясь с Ольгой Аркадьевной, удивляешься, насколько глубоко в каждом из нас сидит то, чем мы живем, чем увлекаемся. Профессия, хобби, интересы проглядывают в образе каждого из нас. Ольга Аркадьевна балерина во всем: в голосе, жестах, манере говорить. Ведь классический танец учит не только красиво двигаться, но и красиво мыслить, красиво поступать. Искусство незаметно, исподволь меняет человека.

И здесь, наблюдая за маленькими девочками в совсем «кукольных» пачках, понимаешь: неважно, станет ли ребенок в будущем звездой балета или танец останется для него лишь отдушиной. Главное – балет останется в ребенке навсегда, придав его телу изящество пластики и грациозность, характеру – стойкость и целеустремленность, а личности – обаяние и душевную тонкость. 

 
Текст Марии Лапцевич
Фото Натальи Корнилович 29.03.2013
Фотогалерея:
балет
балет
балет
балет
балет
балет
балет
Тренеры:
Мне нравится: