|
Капоэйра
— загадочное слово с бразильским
акцентом. Это бой и танец одновременно.
И разделить здесь музыкальную и
воинственную составляющую невозможно
и не нужно. Ведь именно этот необычный
синтез и подарил нам чудо капоэйры. Как
же возник это удивительный танец-бой,
где удар поражает не силой, а красотой
пластики?
Возможно, капоэйра уходит своими корнями в наше первобытное прошлое, когда мужчины племени, возвращаясь с охоты или драки, наглядно демонстрировали, как происходила битва. Нередко это сопровождалось музыкой в исполнении соплеменников. Отсюда в капоэйре до сих пор прослеживается ритуальность и сакральность. Достоверно известно, что капоэйра — это синтез африканских и индейских культуры и религии. В Южной Америке объединились дух сопротивления чернокожих рабов и самосознание местных жителей. И как органично объединилось! Сейчас существует несколько направлений капоэйры: Традиционная, Ангола (плавный и замедленный стиль движений), Контемпоранеа (модернизированная капоэйра Ангола), Режионал (скоростная техника движений). Нарочитая легкость исполнения акробатических элементов танца — это результат упорного многолетнего труда. Несмотря на то, что капоэйра — это спорт, здесь сохраняется смысловая наполненность. Каждые звук, песня, движение имеют глубокое сакральное содержание. Полагаться в капоэйре только на тело не получится. Помимо оттачивания техники движений спортсмен должен постепенно овладевать музыкальными инструментами сопровождения танца, разучивать песни, постигать философию боя. Ведь капоэйра — это не просто спорт, это в какой-то степени история народа, фольклор, целая культура. Несмотря на практически бесконтактность, капоэйра все же является видом боевых искусств. «Контакт мы называем не борьбой, а игрой. Первые несколько лет капоэйра бесконтактная. Чтобы принять капоэйру как контактный вид искусства, необходимо научиться контролировать и сдерживать себя. Нужно понять технику, иначе люди часто путают капоэйру с обычной дракой. И забыв о стиле и технике игры, превращают ее в обычный мордобой, что абсолютно некрасиво», - рассказывает Ершов Дмитрий, один из основоположников капоэйры в России, главный тренер группы «Капоэйра Камара». Каждое движение боя — это слово в предложении. Здесь прослеживается сюжет с развязкой и концовкой. Непосвященному человеку на первый взгляд это может показаться бессмысленным набором шуточных ударов и гимнастических пируэтов. На самом деле некоторая боевая бутафорность — это часть философии капоэйры. Цель не поразить противника, а отточить мастерство ударов, так как в танце перед тобой друг, а в жизни будет стоять враг. «Капоэйра учит контролировать и сдерживать свои эмоции. И далеко не во всех видах боевых искусств тебя учат в ответ на удар не бить. Капоэйра учит хитрости, контролю над своим телом. Здесь признается контакт исподтишка», — говорит тренер по капоэйре. Нередко можно увидеть танец одного спортсмена, как проекция борьбы с вымышленным противником. В этом определенная прелесть капоэйры: танцуя, ты развиваешься как боец. Немногие виды спорта могут похвастаться сочетанием казалось бы совершенно различных элементов: танцевальной пластики, изящества и боевой «ударной» техники. Все спортсмены капоэйры выступают в белой одежде, как символ свободы: исторической — от рабства, и духовно-физической — когда выражение агрессии не превращается в кровопролитие, а техническое совершенство и музыкальность дают человеку возможность вывернуть наружу свой эмоциональный настрой. Рассматривая такой любопытный вид боевого искусства, невольно задаешься рядом вопросов. Сколько времени потребуется на то, чтобы максимально «освободиться» и достигнуть технического мастерства? «Одно занятие и уверенность в себе. Все зависит от человека, силы его мотивации, поставленной цели», — так ответил на этот вопрос Ершов Дмитрий. Предела совершенства здесь не существует. Насколько важна в капоэйре музыкальная составляющая? Не менее важна, чем и техническая. Этим капоэйра и сложна. «Это несвойственно русскому менталитету. Ведь Бразилия очень музыкальная страна. Они с детства поют везде и всюду», — говорит тренер. Однако, именно музыка и песни придают капоэйре оттенок бразильской карнавальности и праздника жизни. Заводные ритмы и пронзительные мелодии беримбау и пандейру (народные музыкальные инструменты) переносят зрителей в солнечные южноамериканские земли, где жизнь течет своим чередом в постоянном фейерверке красок и эмоций. Именно такого праздника души и тела подчас не хватает в нашей далеко не солнечной стране.
Мария Лапцевич 01.02.2013 | ||
Фотогалерея: |
| |||||
Комментарии |