Ботмеровская гимнастика |
Мы
привыкли, что спорт развивает, прежде
всего, наше тело и характер. Однако для
воспитания вкуса, чувства прекрасного
необходимы иные занятия: например,
литературой, живописью или музыкой. В
первой половине прошлого века баварский
военнослужащий, Фридрих фон Ботмер,
создал поистине новое направление
физической деятельности, гармонично
сочетающее гимнастику и искусство. Как
это работает, спросите вы? Чем отличается
от других видов гимнастики? Давайте
попробуем разобраться. Граф Фридрих Максимилиан Эдуард фон Ботмер, став педагогом в Вальдорфской школе, столкнулся с проблемой физического воспитания детей. Он понял, что перед ним стоит задача разработать комплекс физических упражнений не просто для тренировки тела, а для развития всей личности. Ведь обычная тренировка мышц только зажимает человека в этом телесном, пусть и сильном, каркасе. Здесь необходимо учитывать возраст и индивидуальность каждого человека, чтобы где-то укрепить слабое место, а зажатое, наоборот, раскрыть и ослабить. Ведь наше тело – это, по сути, главный источник информации о внешнем мире, а также это оправа нашего внутреннего «Я». И, накопив опыт проб и ошибок, граф фон Ботмер создал необычную гимнастику, возведя спорт в ранг искусства. Тело человека постоянно подвержено воздействию окружающего мира. Физические законы притяжения, силы тяжести, ускорения незаметно создают нам рамки, давящие не только на тело, но и на образ мыслей. С другой стороны, эти силы вызывают в нас противостояние. В результате взаимодействия внешних и внутренних сил и возникает наша личность. Фридрих фон Ботмер попробовал вовлечь в жизнь человека всю окружающую нас среду: безграничную и разнообразную. То есть его гимнастика была направлена на воспитание личности путем направленных в пространстве физических упражнений. Здесь личность вырастает за пределы собственного тела. Одним словом, была создана гимнастическая архитектура, способная вылепить из «пластилина» наших физических и психологических возможностей крепкое, красивое и устойчивое здание-личность, органично вписывающееся в окружающий мир и эффективно с ним взаимодействующее. Создавая телом пространственно объемные и осмысленные фигуры, человек выходит за рамки самого себя, став архитектором и скульптором своих тела, души и жизни. Только так, по мнению графа, может вырасти по-настоящему свободный, раскрепощенный, целеустремленный и творческий человек. Нося имя своего создателя, Ботмеровкая гимнастика учитывает возраст ребенка и художественно, гармонично развивает тело, вкус и таланты детей. Каждое упражнение здесь должно быть физически и интеллектуально доступно, осмысленно, а также должно соответствовать периоду становления тела и души ребенка. Сейчас Ботмеровскую гимнастику используют не только в воспитании детей, но и в оздоровительной практике, в обучающей программе актеров, для различных психологических тренингов. Огромную популярность гимнастика имеет за рубежом.
Основы Ботмеровской гимнастики Занятия гимнастикой начинаются для детей 9-ти лет. По мнению создателя, в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя отдельно от окружающего мира и от этого чувствовать себя одинокими. На протяжении двух лет дети водят хороводы под ритмично читаемый текст. Это помогает почувствовать ребенку, что он не один, что он всегда является частью какого-то целого. Также круг учит детей ответственности. «Натягивая круг», ребенок понимает, что если отпустит руку, нарушит равновесие всего хоровода. Как в реальной жизни. Тексты для хороводов – это неиссякаемый источник образов и сюжетов, к которым дети этого возраста очень тяготеют. Главное, это дать ребенку свободу, позволять двигаться под ритмические строки так, как ему комфортно, как подсказывает ему воображение. Ведь в 9 лет ребенок учится чувствовать себя в пространстве, пытается связывать свои внутренние переживания со своими движениями. Здесь тренер – сам ребенок, ищущий путь своего развития. В этом возрасте дети выполняют пространственно направленные движения (высота/ ширина, закрыть/ открыть) в знакомых образах (дом, окно, колонна). К 11-ти годам дети пытаются вписывать свое тело в геометрические фигуры, чередовать ритмические упражнения с пространственными движениями. В этом возрасте ребенок получает навык держать равновесие, ощущать тонус и напряжение, чувствовать движение. Переходы от быстрого кружения к покою, бежать по кругу с резкими поворотами в направлении. В 11 лет дети уже умеют держать свой внутренний ритм независимо от ритма внешнего. В этом ребенку помогают игры с легкостью и тяжестью, шириной и высотой помогающие ощутить радость движения, легкость в теле. В 12 лет начинается фаза активного роста ребенка. В этот период дети завоевывают и осмысленно вписывают свое тело в новый масштаб пространства. Ребенок выходит из своего «дома». Здесь на помощь приходит выполнение упражнения «треугольник», помогающее наладить связь между верхним (головой) и нижним (система обмена веществ) полюсами растущего организма. По мнению Ботмера, треугольник поможет ребенку, «придавленному к земле», вытянуться, а малышу, «парящему высоко», опуститься на землю. Это и даст гармонию в возрасте 12-13 лет. Сравнивая в эти годы различные фигуры, ребята чувствуют процессы квадрата или, например, треугольника. А, связав воедино эти две фигуры, ребенок завоевывает новую, трехмерную реальность – пирамиду. При этом геометрические фигуры как ограничивают ребенка, так и создают его личное пространство, в котором ребенок чувствует себя свободно, дышит глубоко, двигается, как хочет. Точные и согласованные движения в группе учат детей порядку. В этот период к тренировкам подключают гимнастическую палку для более ощутимого создания своим телом определенной формы. Она тренирует детское сознание на взаимодействие тела и предмета. Использование палки также помогает ощутить невидимое пространство за спиной. Чтобы поймать палку позади себя, ребенок учится концентрироваться, наблюдать, спокойно ждать и терпеть. В период созревания, с 13-ти лет, ребята во время занятий получают новую возможность – собраться в прыжке в одну точку. Это происходит благодаря увеличению в этом возрасте мышечной массе и силы. Чередующиеся напряжение и расслабление приводит организм ребенка в собранное состояние. В период пубертата (полового созревания) у подростка появляется ощущение дисгармонии телесных пропорций, неуравновешенность душевной жизни. Ребенок, потеряв детскую грацию, заново учится управлять своим телом. В этот период у человека появляется жажда найти себя. И Ботмеровская гимнастика помогает ребенку раскрыться, прийти в равновесие с собой и миром, научиться управлять новой необузданной силой, эмоциями. В этот период дети часто прячутся в себя, как бы говоря: «Я временно недоступен». Например, упражнение «Ритм», путем чередования скрещивания и вытягивания рук, «раскрывает» подростковый мир. В 14 лет ребенок сталкивается с физической и психологической проблемой роста своего тела. Он ощущает «тяжесть», которая его психологически придавливает. В период пубертата ребенок ощущает себя «выпавшим из рук». И Ботмеровкая гимнастика заново учит детей понятиям легко/тяжело. Подросток начинает любить тяжесть своего тела и легкость души, чувств или мыслей. В этом возрасте гимнастика помогает подросткам заново осознать, что он человек прямоходящий, за короткий период почувствовать, что выпрямление позволяет освободить руки. А это, в свою очередь, является сигналом к труду. Через год ребенок находит баланс между своим «новым» телом и миром. Он начинает осмысленно выполнять движения, особенно направленные вперед. Ведь в этом возрасте ребенок живет не только сегодняшним днем, но задумывается о завтрашнем, о своем будущем. К возрасту 16-17-ти лет движение вперед приобретает цель. И занятия Ботмеровской гимнастикой помогают подростку эффективно и осмысленно добиться поставленных целей (упражнения «Шаг к цели», «Копье», «Диск», «Движение к цели»). В то же время Ботмеровкая гимнастика помогает юным людям научиться собирать свою волю, направлять ее, противостоять стихиям жизни, падать, сохраняя равновесие, а также творить свою судьбу. Для этого применяются такие упражнения, как «Der Sturz», «Вихрь», «Весы», «Растущаяя высота». В дальнейшем человек двигается более творчески, создавая невообразимые фигуры в пространстве. Это позволяет по-новому почувствовать свое тело, прийти в гармонию с миром.
Таким образом, Ботмеровская гимнастика помогает ребенку с 9 до 21-22 лет сначала изучить мир, чтобы подойти к изучению своего тела извне. Затем шаг за шагом исследовать себя изнутри, чтобы потом по-новому, осмысленно взглянуть на место своего «Я» в окружающем мире. И «венцом» всех упражнений в итоге становится «Крест», который позволяет повзрослевшему человеку раскрыться, как клейкий весенний листок, для новой солнечной жизни. Став центром собирающихся со всех сторон сил и энергии, человек чувствует себя одним из полноценных центров жизни, гармонично уравновешенным с внешним, подчас стихийным, миром. Текст Лапцевич Марии Фото Натальи Корнилович , сделанные на уроке Ботмеровской гимнастики в "Школе Святого Георгия" | ||
Фотогалерея: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||
Комментарии |