Интернет-журнал Москвы
Добро пожаловать в спортивную семью

Ботмеровская гимнастика

 Мы привыкли, что спорт развивает, прежде всего, наше тело и характер. Однако для воспитания вкуса, чувства прекрасного необходимы иные занятия: например, литературой, живописью или музыкой. В первой половине прошлого века баварский военнослужащий, Фридрих фон Ботмер, создал поистине новое направление физической деятельности, гармонично сочетающее гимнастику и искусство. Как это работает, спросите вы? Чем отличается от других видов гимнастики? Давайте попробуем разобраться.
 
 
 
 
 
 
 

Граф Фридрих Максимилиан Эдуард фон Ботмер, став педагогом в Вальдорфской школе, столкнулся с проблемой физического воспитания детей. Он понял, что перед ним стоит задача разработать комплекс физических упражнений не просто для тренировки тела, а для развития всей личности. Ведь обычная тренировка мышц только зажимает человека в этом телесном, пусть и сильном, каркасе. Здесь необходимо учитывать возраст и индивидуальность каждого человека, чтобы где-то укрепить слабое место, а зажатое, наоборот, раскрыть и ослабить. Ведь наше тело – это, по сути, главный источник информации о внешнем мире, а также это оправа нашего внутреннего «Я». И, накопив опыт проб и ошибок, граф фон Ботмер создал необычную гимнастику, возведя спорт в ранг искусства.

Тело человека постоянно подвержено воздействию окружающего мира. Физические законы притяжения, силы тяжести, ускорения незаметно создают нам рамки, давящие не только на тело, но и на образ мыслей. С другой стороны, эти силы вызывают в нас противостояние. В результате взаимодействия внешних и внутренних сил и возникает наша личность. Фридрих фон Ботмер попробовал вовлечь в жизнь человека всю окружающую нас среду: безграничную и разнообразную. То есть его гимнастика была направлена на воспитание личности путем направленных в пространстве физических упражнений. Здесь личность вырастает за пределы собственного тела.

Одним словом, была создана гимнастическая архитектура, способная вылепить из «пластилина» наших физических и психологических возможностей крепкое, красивое и устойчивое здание-личность, органично вписывающееся в окружающий мир и эффективно с ним взаимодействующее. Создавая телом пространственно объемные и осмысленные фигуры, человек выходит за рамки самого себя, став архитектором и скульптором своих тела, души и жизни. Только так, по мнению графа, может вырасти по-настоящему свободный, раскрепощенный, целеустремленный и творческий человек.

Нося имя своего создателя, Ботмеровкая гимнастика учитывает возраст ребенка и художественно, гармонично развивает тело, вкус и таланты детей. Каждое упражнение здесь должно быть физически и интеллектуально доступно, осмысленно, а также должно соответствовать периоду становления тела и души ребенка.

Сейчас Ботмеровскую гимнастику используют не только в воспитании детей, но и в оздоровительной практике, в обучающей программе актеров, для различных психологических тренингов. Огромную популярность гимнастика имеет за рубежом.

 

Основы Ботмеровской гимнастики

Занятия гимнастикой начинаются для детей 9-ти лет. По мнению создателя, в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя отдельно от окружающего мира и от этого чувствовать себя одинокими. На протяжении двух лет дети водят хороводы под ритмично читаемый текст. Это помогает почувствовать ребенку, что он не один, что он всегда является частью какого-то целого. Также круг учит детей ответственности. «Натягивая круг», ребенок понимает, что если отпустит руку, нарушит равновесие всего хоровода. Как в реальной жизни.Круг

Тексты для хороводов – это неиссякаемый источник образов и сюжетов, к которым дети этого возраста очень тяготеют. Главное, это дать ребенку свободу, позволять двигаться под ритмические строки так, как ему комфортно, как подсказывает ему воображение. Ведь в 9 лет ребенок учится чувствовать себя в пространстве, пытается связывать свои внутренние переживания со своими движениями. Здесь тренер – сам ребенок, ищущий путь своего развития. В этом возрасте дети выполняют пространственно направленные движения (высота/ ширина, закрыть/ открыть) в знакомых образах (дом, окно, колонна).

К 11-ти годам дети пытаются вписывать свое тело в геометрические фигуры, чередовать ритмические упражнения с пространственными движениями. В этом возрасте ребенок получает навык держать равновесие, ощущать тонус и напряжение, чувствовать движение. Переходы от быстрого кружения к покою, бежать по кругу с резкими поворотами в направлении. В 11 лет дети уже умеют держать свой внутренний ритм независимо от ритма внешнего. В этом ребенку помогают игры с легкостью и тяжестью, шириной и высотой помогающие ощутить радость движения, легкость в теле.

В 12 лет начинается фаза активного роста ребенка. В этот период дети завоевывают и осмысленно вписывают свое тело в новый масштаб пространства. Ребенок выходит из своего «дома». Здесь на помощь приходит выполнение упражнения «треугольник», помогающее наладить связь между верхним (головой) и нижним (система обмена веществ) полюсами растущего организма. По мнению Ботмера, треугольник поможет ребенку, «придавленному к земле», вытянуться, а малышу, «парящему высоко», опуститься на землю. Это и даст гармонию в возрасте 12-13 лет.

Сравнивая в эти годы различные фигуры, ребята чувствуют процессы квадрата или, например, треугольника. А, связав воедино эти две фигуры, ребенок завоевывает новую, трехмерную реальность – пирамиду. При этом геометрические фигуры как ограничивают ребенка, так и создают его личное пространство, в котором ребенок чувствует себя свободно, дышит глубоко, двигается, как хочет. Точные и согласованные движения в группе учат детей порядку.

Упражнения с палкойВ этот период к тренировкам подключают гимнастическую палку для более ощутимого создания своим телом определенной формы. Она тренирует детское сознание на взаимодействие тела и предмета. Использование палки также помогает ощутить невидимое пространство за спиной. Чтобы поймать палку позади себя, ребенок учится концентрироваться, наблюдать, спокойно ждать и терпеть.

В период созревания, с 13-ти лет, ребята во время занятий получают новую возможность – собраться в прыжке в одну точку. Это происходит благодаря увеличению в этом возрасте мышечной массе и силы. Чередующиеся напряжение и расслабление приводит организм ребенка в собранное состояние.

В период пубертата (полового созревания) у подростка появляется ощущение дисгармонии телесных пропорций, неуравновешенность душевной жизни. Ребенок, потеряв детскую грацию, заново учится управлять своим телом. В этот период у человека появляется жажда найти себя. И Ботмеровская гимнастика помогает ребенку раскрыться, прийти в равновесие с собой и миром, научиться управлять новой необузданной силой, эмоциями.

В этот период дети часто прячутся в себя, как бы говоря: «Я временно недоступен». Например, упражнение «Ритм», путем чередования скрещивания и вытягивания рук, «раскрывает» подростковый мир.

В 14 лет ребенок сталкивается с физической и психологической проблемой роста своего тела. Он ощущает «тяжесть», которая его психологически придавливает. В период пубертата ребенок ощущает себя «выпавшим из рук». И Ботмеровкая гимнастика заново учит детей понятиям легко/тяжело. Подросток начинает любить тяжесть своего тела и легкость души, чувств или мыслей.

В этом возрасте гимнастика помогает подросткам заново осознать, что он человек прямоходящий, за короткий период почувствовать, что выпрямление позволяет освободить руки. А это, в свою очередь, является сигналом к труду.Крест

Через год ребенок находит баланс между своим «новым» телом и миром. Он начинает осмысленно выполнять движения, особенно направленные вперед. Ведь в этом возрасте ребенок живет не только сегодняшним днем, но задумывается о завтрашнем, о своем будущем.

К возрасту 16-17-ти лет движение вперед приобретает цель. И занятия Ботмеровской гимнастикой помогают подростку эффективно и осмысленно добиться поставленных целей (упражнения «Шаг к цели», «Копье», «Диск», «Движение к цели»).

В то же время Ботмеровкая гимнастика помогает юным людям научиться собирать свою волю, направлять ее, противостоять стихиям жизни, падать, сохраняя равновесие, а также творить свою судьбу. Для этого применяются такие упражнения, как «Der Sturz», «Вихрь», «Весы», «Растущаяя высота».

В дальнейшем человек двигается более творчески, создавая невообразимые фигуры в пространстве. Это позволяет по-новому почувствовать свое тело, прийти в гармонию с миром.


Таким образом, Ботмеровская гимнастика помогает ребенку с 9 до 21-22 лет сначала изучить мир, чтобы подойти к изучению своего тела извне. Затем шаг за шагом исследовать себя изнутри, чтобы потом  по-новому, осмысленно взглянуть на место своего «Я» в окружающем мире. И «венцом» всех упражнений в итоге становится «Крест», который позволяет повзрослевшему человеку раскрыться, как клейкий весенний листок, для новой солнечной жизни. Став центром собирающихся со всех сторон сил и энергии, человек чувствует себя одним из полноценных центров жизни, гармонично уравновешенным с внешним, подчас стихийным, миром.

Текст Лапцевич Марии

Фото Натальи Корнилович , сделанные на уроке Ботмеровской гимнастики в "Школе Святого Георгия"  

Фотогалерея:
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Ботмеровская гимнастика
Мне нравится:
Комментарии