Сухарников Николай: "Человек всю жизнь стремится в небо, почувствовать себя "птицей". |
Сухарников Николай, инструктор ПДП (парашютно-десантной подготовки) Двух кратный чемпион мира.
Трех кратный чемпион Европы.
Чемпион Всемирных воздушных игр.
Неоднократным рекордсменом по построению больших формаций. -Как давно вы занимаетесь этим видом
спорта? Как в него пришли? -Начал я заниматься очень давно. 30 марта 1984 года я сделал свой первый прыжок с парашютом Д5 серии 2. Еще в детстве мы с пацанами с замиранием сердца смотрели на воздушно-десантные войска, так как это для нас были самые элитные войска. Появлялось огромное желание и стремление летать с парашютом, потому что небо всегда манит, влечет к себе. Так получилось, что мой друг, с которым мы вместе учились, был тем звеном, которое меня связало с небом. Он записался в парашютный клуб и сообщил мне. А на тот момент я уже начинал прыгать с парашютом в Коломне, тогда стало понятно, что заниматься дальше мне просто необходимо. Я написал заявление, меня взяли в клуб уже спортсменом. Два лета подряд я старался сдавать все экзамены, зачеты заранее и все это время проводил в клубе.
-Страшно было? Какие ощущения вы испытывали? - Знаете, я настолько сильно хотел прыгать, что о страхе даже и не задумывался. Может быть, волнение – оно всегда присутствует. Хотя и страх должен быть, но я волновался только за неправильно выполненное задание. Желание достичь высот в парашютном спорте было превыше страха. Парашютный спорт это очень широко сказано, а так в нем много разных направлений: есть групповая акробатика, классический парашютизм, фрифлай, фристайл, большие формации, свуп. Всем, конечно, заниматься очень сложно, потому что все требует достаточно большого времени на подготовку. Но, тем не менее, за 29 лет я позанимался практически всем.
- То есть Вы попробовали все направления? - Да, попробовал все. Серьезно занимался групповой акробатикой, выступал в российской восьмерке, строили фигуры в воздухе. Есть команды 4, 8, 16 человек. Во время отделения от самолета включается секундомер: у нас, к примеру, в восьмерке было пятьдесят секунд. И за это время необходимо построить определенные фигуры, блоки (это фигура, которая потом делится на определенные подгруппы, эти подгруппы совершают манёвр и обратно соединяются в фигуру). И в свое время у нас было 16 свободных фигур и 24 блока, сейчас 22 блока. Из этих блоков методом жеребьевки формировались комплексы, которые в себя включают не более 6 фигур. Получается, это либо 3 блока, либо блок и фигура в определенной последовательности. Отделяясь от самолета, мы повторяли эти фигуры, кто сколько успеет за рабочее время. По этому виду спорта проводятся международные соревнования, и 10 туров – соответственно 10 комплексов. Из этих фигур, свободных и блоков, «жеребились» 10 комплексов: они все были разные. Все команды повторяли каждый комплекс: кто больше построит ПРАВИЛЬНЫХ фигур, тот и побеждал. Если фигура построена правильно, но маневр совершен неверно, или неправильный захват, то команду за это штрафовали.
-Когда вы работаете? -Мы работаем каждый день в течение всего года, но самая активная работа у нас происходит, конечно, летом с 9 до 21:30. Потому что в это время более благоприятные метеоусловия, люди берут отпуска, и комфортнее прыгать. Хотя и зимой интересно совершать прыжки в снег. Минус в том, что очень короткий день: мало совершаются прыжков в течение дня. Даже холод не помеха, потому что одевается термобелье, комбинезон, время прыжка всего лишь 2-3 минуты: замерзнуть не успеете. Единственное, термобелье может стеснять движения парашютиста и доставляет дискомфорт.
-Кого вы тренируете? -Я обучаю «студентов» по курсу ускоренной подготовки парашютистов – программа AFF. «Студенты» - это люди, которые только пришли и хотят научиться прыгать. Также я прыгаю тандемами, то есть приходят желающие просто познакомиться с небом, и мы прыгаем с ними вместе. Прыгаю РВ – это занятия с теми людьми, которые стали прыгать самостоятельно и хотят повысить свою технику в выполнении действий в воздухе. Сейчас я готовлюсь к «Кубку мира», участвую в прыжках восьмеркой. Также у меня есть команда «ТНКС», которая выезжает на соревнования среди шестерок. Плюс ко всему, я очень люблю прыгать Свуп – это пилотирование маленьких парашютов.
- Вы принимали участие во многих соревнованиях? -Во многих! Я 2 раза был Чемпионом Мира, 3 раза – Чемпионом Европы, Чемпионом Всемирных воздушных игр, неоднократным рекордсменом по построению больших формаций. Последний мировой рекорд в 2006 году мы поставили в Тайланде: построили фигуру из 400 человек. Я считаю, в спорте главное – желание и упорство человека. Если все это в нем присутствует, то он будет прыгать, не прекращая. Парашютный спорт есть профессиональный (спортивный), а есть любительский: то есть люди просто получают порцию адреналина, экстрима и прыгают в свое удовольствие. К примеру, катание на лыжах, можно серьезно заниматься, участвовать в соревнованиях, а можно просто кататься в выходной день с гор и получать огромнейшее удовольствие от катания по лыжне.
-Есть люди, кому не дано заниматься парашютным спортом? -За всю мою спортивную практику было всего лишь пара таких человек. Они, в принципе, хотели, но по определенным критериям они не подходили. Потому что в этом виде спорта нужно отменное здоровье, ведь не зря перед прыжком обязательно пройти врачебно-летную комиссию. Есть определенные противопоказания (слабая сердечнососудистая система, эпилепсия и т.д.), по которым не рекомендуется заниматься данным видом спорта. В нашем спорте я много видел гибелей, но в большинстве случаев всему виной человеческий фактор. Какие-то неправильные действия человека приводят к получению травм несовместимых с жизнью.
-Опасная у Вас работа? -Я Вам скажу, что работа нисколько не опаснее, чем ездить на машине. Мне кажется, аварий и смертности на дорогах России гораздо больше, чем у нас в парашютном спорте. Наш спорт даже не входит в первую десятку видов спорта по несчастным случаям. Еще раз хочу отметить, что при соблюдении определенных вещей все достаточно безопасно. За 29 лет моей спортивной практики у меня был лишь один перелом.
-Как проходят тренировки для новичка? -Сначала он проходит наземную подготовку. У нас есть наземный инструктор, который объясняет ему действия парашютистов в особых случаях, тактику, технические данные, то есть знакомит его со всем с тем, что с ним может происходить в воздухе. Так же учит его, как надо правильно действовать в той или иной ситуации. После этого, когда он прошел наземную подготовку в полном объеме, это примерно 6 -7часов, он пишет тест по пройденному материалу. После этого его передают инструктору, который непосредственно совершает прыжки. У нас есть программа, в которую входит 7 уровней подготовки к прыжкам. Каждый уровень имеет определенное задание, и инструктор начинает обучать его действиям уже непосредственно в воздухе. Учит его чувствовать поток, расслабляться в воздухе, управлять своим телом, главное почувствовать себя в воздухе.
-Первый прыжок всегда совершается в тандеме? -Да, безусловно. Прыжок с парашютом в тандеме - это прыжок, выполняющийся в паре с опытным инструктором: все действия в свободном падении и действия по управлению парашютом выполняет инструктор. У нас так принято, что тандем является первой ступенью к самостоятельным прыжкам. Инструктор смотрит, как себя ведет обучаемый, учит его управлять парашютом, передает ему стропы и рассказывает, как управлять куполом в воздухе. И после этого человек идет прыгать самостоятельно. -Сколько времени занимает обучение? -Если способный человек, как правило, 8 прыжков, потому что, всего в программе 7 уровней обучения, на каждом уровне совершается прыжок. Но на первом уровне ученик проходит 2 прыжка: в тандеме и самостоятельно. Таких людей большинство, которые хорошо управляют парашютом и совершают правильные действия в воздухе: им вполне достаточно восьми прыжков для обучения.
-Почему тренировки каждый раз проходят на земле? -Для того чтобы люди запоминали, представляли картинку, в какой последовательности нужно заходить, чтобы никто не мешал. Последовательность подхода очень важна в парашютном спорте: если кто-то не будет придерживаться своей очереди, то в воздухе будет уже сложно понять и сориентироваться. Для этого перед вылетом необходимо запоминать ранцы, комбинезоны друг друга, благодаря этому будет выполнена очередность прыжков и построена правильная фигура.
-Парашютный спорт дорогое удовольствие? -Да, недешевое! Парашютная система стоит от 7 до 10 тысяч долларов. Также приобретаются снаряжение, различные пищалки, высотомеры и, плюс к этому, соответственно сам прыжок. Если человек уже прыгает самостоятельно, то прыжок стоит примерно 650-700 рублей. Единственное преимущество в том, что все приобретается на длительный срок. Сейчас, наверное, ничего дешевого нет, только если шашки: купил разово, сидишь и играешь.
-Ваши пожелания тем, кто еще не решился на прыжок? -Я обязательно хочу пожелать им попробовать, потому что это очень красиво, прекрасно и восхитительно! За мою бытность прыжков, были единицы, кто сказал, что это интересно, но не по душе. И еще пару человек отказались прыгать, объяснив тем, что им это точно не понравится. А так больше, конечно, восторга, счастья, улыбок и масса позитива. Человек всю жизнь стремится в небо, летать, а тут ему предоставляется такая возможность почувствовать себя «птицей». Все, что мы видим с земли, воспринимается иначе. Поверьте мне, когда вы находитесь на высоте 400 километров, даже облака ощущаются по-другому. Рекомендую всем, потому что прыжок в тандеме дает такую возможность прыгать, несмотря на возраст, включая и детей с 7 - 8 лет. У нас прыгают даже бабушки: недавний рекорд 88 лет. Приходите и вы не пожалеете!
Интервьюер Наталья Корнилович 29.07.2013 Под редакцией Марии Лапцевич Фото Натальи Корнилович | ||
Фотогалерея: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||