Ольга Мостепанова: "Отношения между тренером и учеником строятся на искренности" |
Интервью заслуженного мастера спорта России, сильнейшей гимнастки 1980-х годов, тренера гимнастического клуба «Динамо-Москва» Ольги Мостепановой. «Первый учитель как вторая мама», – повторяют многие. Можно спорить, но в большом спорте ценность первого тренера действительно невозможно переоценить. Потому что он не имеет цены. Особенно это касается индивидуальных видов спорта, где ученик и учитель зачастую годами обречены карабкаться на вершину в одной связке. И если пик удается покорить, сложно сказать, чьих усилий вложено больше. Приходящие в гимнастический клуб «Динамо-Москва» имени Михаила Воронина четырехлетние девчонки и мальчишки даже не подозревают, что их тренер, «тетя из зала», Ольга Васильевна Мостепанова – трехкратная чемпионка мира, одна из лучших гимнасток 80-х годов, абсолютная чемпионка турнира «Дружба-84», который для советских спортсменов заменил Олимпийские игры 1984 года. Для справки: Ольга Мостепанова родилась в Москве. Заслуженный мастер спорта России. Сильнейшая гимнастка 1980-х годов. Чемпионка мира в командном первенстве (1983, 1985) и в упражнениях на бревне (1983), серебряный призер в многоборье (1983) и в вольных упражнениях (1983). Обладательница Кубка СССР в многоборье (1984). Чемпионка СССР в опорных прыжках (1984) и в упражнениях на бревне (1984), серебряный призер в многоборье (1984), Кубка СССР в многоборье (1983), чемпионата СССР в упражнениях на брусьях (1982, 1983) и в вольных упражнениях, бронзовый призер в многоборье (1982), Кубка СССР в многоборье (1982), чемпионата СССР в опорных прыжках (1982), в упражнениях на брусьях (1984), бревне (1982). Абсолютная чемпионка международного турнира «Дружба-84» (1984), чемпионка в опорных прыжках (1984), на бревне (1984) и в вольных упражнениях (1984). Международный турнир «Дружба-84» прошел в Оломоуце (Чехословакия) вместо XXIII Олимпийских игр, в которых гимнасты социалистических стран не участвовали. Завершив спортивную карьеру, Мостепанова собрала свою первую детскую группу и стала тренером. Потому что, по словам Ольги, еще в юности мечтала о работе с детьми. Предлагаем вашему вниманию интервью Ольги Мостепановой для VTBrussia.ru. Материнский инстинкт – Оля, у вас самой пятеро детей. Не устали еще нянчиться? – Нет. Сейчас мои дети уже взрослые. Но и когда были маленькими, наверное, от моих поручений уставали больше, чем я от них. А если серьезно, то когда от тебя зависит судьба маленького человечка, об усталости думаешь в последнюю очередь. – Закончили карьеру, сразу начали тренировать детей? – Набрала детскую группу, еще когда училась в институте физкультуры и спорта. Потом я вышла замуж, но продолжала тренировать даже во время беременности. Однако с рождением первого собственного ребенка времени на занятия гимнастикой у меня не осталось. Пришлось уйти из спорта на десять лет – у меня родились пять малышей. – Пятеро детей – огромная физическая и эмоциональная нагрузка. Но вы опять вернулись в гимнастический зал и стали возиться с малышней еще и на работе. Почему? – Мне нравится работать с детьми. Дети вызывают у меня положительные эмоции. Если у них что-то получается, я радуюсь вместе с ними. А они радуются, когда видят улыбку на моем лице. Маленькие детки загораются от счастья, как лампочки… – У вас гипертрофированный материнский инстинкт? – Нет, к своим детям я так не отношусь. По-моему, гипертрофированный материнский инстинкт – это забота и опека до бесконечности. А у меня каждый ребенок уже в два года становился взрослым, потому что на руках появлялась следующая лялька. То есть до двух лет «сюси-пуси», а после двух – «упал-отжался». – Так они же в два года еще толком не разговаривают?! – Мои еще как разговаривают! – Выходит, у вас никогда не было желания работать со взрослыми гимнастами? – Нет, не было. Маленькие детки загораются от счастья, как лампочки – Почему? – Потому что взрослых гимнастов надо заставлять работать против их воли. А я не хочу этого делать. Я хочу, чтобы моя работа приносила радость и детям, и мне самой. Многие тренеры готовы идти на любые жертвы ради результата, но не я. И результат мне нужен другой, не спортивный. – А какой? – Чтобы занятия гимнастикой были ребенку в радость. Чтобы ему было интересно, чтобы он рвался в спортивный зал. А заниматься ли гимнастикой профессионально, должен решать сам ребенок. Готов ли он идти на жертвы, готов ли он к запредельным нагрузкам? И хотя в большинстве они еще слишком малы, чтобы все это понимать, именно из «упертых» детей вырастают чемпионы. А тренировка из-под палки – неблагодарный и бесполезный труд. Кому нужны десять лет физических и эмоциональных вложений в ребенка, который однажды говорит: «С меня хватит, ухожу и больше не вернусь»? И весь твой труд идет прахом. Что такое «хорошо»? – Неужели все зависит только от самого ребенка? – Нет, конечно, факторов много. Помимо особенностей детских характеров многое зависит от воспитания. Разумеется, с дисциплинированными детьми работать проще, чем с разболтанными, которые даже родителей слушать не хотят, не говоря уже о какой-то тете в спортзале. Ко мне, к примеру, отец всегда был очень строг. Говорил только один раз. – А если не выполняли? – Выполняла. И мне это помогло в гимнастике. Тренера я понимала с полуслова. – Что-то поменялось в методике тренировок за последнюю четверть века? Вы ведь, наверное, помните, как сами начинали тренироваться в том же возрасте, в котором сейчас принимаете детей? – Тренировки стали более динамичными. Вероятно, соответствующими возросшему темпу жизни. Правда, я в этом скоростном соревновании не участвую, у меня изначально другие задачи. – А с какими возрастными группами вы предпочитаете работать? – Мой контингент – дети от трех до шести лет. Я занимаюсь их базовой физической и гимнастической подготовкой. Прививаю желание заниматься спортом. – А разве в столь несознательном возрасте приходит понимание вида спорта? – В пятилетнем возрасте приходит жажда познания и желание научиться чему-то новому. И даже понимание того, что родители то же «колесо» или «рондат» сделать вряд ли смогут. А это – повод для гордости и повышенной самооценки, а также большой стимул для самосовершенствования. Помню, что в школе меня за косички не дергали, потому что на уроках физкультуры я показывала такие пируэты, что у одноклассников рты раскрывались. Меня уважали. А мне нравилось то, что я научилась владеть собственным телом. Даже потом, на серьезных соревнованиях, я ставила главной целью красиво и четко выполнить программу, а не завоевать медаль. – Так в каком возрасте нужно приводить детей в спортивную гимнастику? «У меня каждый ребенок уже в два года становился взрослым, потому что на руках появлялась следующая лялька» – По своему опыту могу сказать, что оптимальный возраст – четыре года. В этом возрасте дети не только отлично понимают, что им говорят тренеры, но и способны выполнить задание. В период от четырех до пяти лет ребенок прогрессирует на глазах. Трехлетние дети для серьезных тренировок, за редким исключением, не готовы. Поэтому год занятий уходит впустую. – Какими данными должен обладать ребенок для того, чтобы добиться успеха в спортивной гимнастике? – Светлая голова, хорошая координация, гибкое и сильное тело. Быстрота и резкость в движениях. И еще – характер. – А не жалко передавать своих учеников после двух-трех лет тренировок в руки другого тренера? – К сожалению, в противном случае придется посвятить работе всю себя, забросив дом и забыв про личную жизнь. На такие жертвы идти я не готова, у меня есть свои дети и увлечения. – Какие, если не секрет? – Аргентинское танго, к примеру. Не спортивное и не сценическое, а социальное. В специальных клубах и кафе, где собираются любители танцевать именно аргентинское танго. – И что вас в этом привлекает? – Танец и движение. Объятия и ощущения. Общение и возможность танцевать с искусным партнером. Целая гамма приятных чувств. Как все начиналось Спортивная карьера Ольги Мостепановой закончилась, едва начавшись, – когда гимнастке было всего 17 лет. «Глупая и нелепая история, – вспоминает Ольга. – После альтернативных Олимпийских игр 1984 года у нас был достаточно долгий реабилитационный период. Я отрабатывала на ковре даже не спортивный гимнастический, а балетный перекидной прыжок. Но хореограф попросила сделать его с непривычной ноги. При приземлении растренированный голеностоп подвернулся. Как результат – разрыв связок». С недолеченной ногой Мостепанова отправилась на чемпионат мира 1985 года в Монреале, где завоевала очередную золотую медаль в командных соревнованиях. Но это выступление стало лебединой песней. «После чемпионата я поняла, что с профессиональной гимнастикой надо заканчивать», – признается Ольга. – Зачем же поехали на чемпионат мира с травмированной ногой? – Потому что команда во мне нуждалась. Стопроцентной уверенности в победе сборной СССР над румынками ни у кого было, каждая медаль на счету, поэтому требовалось собрать сильнейший состав. Многое решал первый день чемпионата. Тогда еще существовала обязательная программа – исполнение базовых элементов. А в «школе» я была лучшей в мире, к тому же демонстрировала очень стабильные результаты. Поэтому руководство сборной твердо на меня рассчитывало, даже несмотря на то, что выступать приходилось на одной ноге. – Разве это повод выставлять травмированную спортсменку? – Меня не заставляли, я сама рвалась в бой. Ведь чемпионаты мира проходят не каждый день. – Но вам было всего 17 лет – вся спортивная карьера впереди. Какой смысл рисковать? – Я чувствовала, что травма не позволит мне выйти на прежний уровень. Организм уже не выдерживал нагрузок, обязательных для профессиональных гимнастов. Поэтому я хотела воспользоваться своим последним шансом. Калечить здоровье дальше не имело смысла. – Но вы могли остаться в отдельных видах многоборья? – К сожалению, нет. В те времена обязательны были все снаряды. Правила изменились позже. – Наверное, было жутко обидно? – Нет, меня вообще очень трудно обидеть. Поэтому я спокойно распрощалась с профессиональной спортивной карьерой. – Но вы пришли в гимнастику в пятилетнем возрасте, то есть посвятили ей 12 лет жизни. 12 лет тренировок и почти безвылазного обучения на спортивных базах сборных команд… – Тогда было еще строже, чем сейчас. Отлучаться с тренировочной базы на «Озере Круглом» нам вообще никогда не разрешали. – И что, все эти годы через пот и кровь, простите, коту под хвост?.. «Взрослых гимнастов надо заставлять работать против воли. А я не хочу этого делать» – Почему же под хвост? Все-таки я стала трехкратной чемпионкой мира! С Олимпиадой, увы, не получилось… Как вы помните, в 1984 году советская делегация ее бойкотировала. Но это уже не вина нас, спортсменов. – И нет обиды на судьбу? – Абсолютно. – Неужели никак нельзя было залечить спортивную травму? – Залечить полностью не хватало времени, поэтому приходилось выступать с травмой. Нога, конечно, ныла и побаливала… – Но вы себя не жалели и продолжали ездить по турнирам?.. – Спортсмену нельзя себя жалеть. Иначе никогда ничего не добьешься. – Я могу понять спортсменов, которые осознанно рискуют здоровьем на закате карьеры, но в таком юном возрасте… – У каждого спортсмена свои физиологические особенности. Кто-то от природы наделен ширококостным скелетом и сильными мышцами, а кому-то эти мышцы надо накачать. Я относилась ко вторым, которым физику приходилось нарабатывать. Болезнь и травмы надолго выбивали меня из колеи. И я понимала, что в отличие от рабочей лошадки, которая может пахать и тридцать лет, мой гимнастический век короток. Уж больно нежной я была барышней. – И о своем тогдашнем решении не жалеете? – Нет. Стоит только захотеть Отношения между тренером и учеником в спортивном зале должны быть построены на тех же принципах, что и отношения с собственными детьми в семье, считает Мостепанова. Прежде всего – искренность и честность. – Существует идеальный детский тренер? – Я как тренер подхожу тем, кто занимается гимнастикой для души и ради интереса. Если приоритет – победы и медали, нужен иной подход и другой тренер, который сможет добиться своего через не могу. – Разве можно такого добиться от шестилетнего ребенка? – Даже от четырехлетнего! – Каждый ребенок требует отдельного подхода? – На мой взгляд, да. Иначе половине учеников занятия станут неинтересны. Нельзя равняться на сильных, иначе уйдут слабые. Со временем подмечаешь, что на одного ребенка лучше даже не смотреть, настолько он стеснительный. На второго ни в коем случае нельзя повышать голос, а на третьего, наоборот, прикрикнуть, чтобы хоть как-то его расшевелить. – А любимчики есть? – Конечно. Кто больше всего радости доставляет, тот и любимчик. – Удобнее работать с девочками или с мальчиками? – Не имеет значения, у меня у самой два мальчика и три девочки. До полового созревания они мало отличаются. К тому же есть мальчики, которые по характеру – девочки, и наоборот. – В жизни примерно так же… – Так у нас и есть жизнь. Талант тренера как раз и заключается в умении подобрать ключ к ребенку, заставить его раскрыться. Пол тут значения не имеет. Почему зачастую талантливые юниоры теряются в сборной? Потому что там с ними работают другие тренеры, которые этим «ключиком» не обладают. Если бы личным тренерам гимнастов всегда позволяли работать со своими учениками и в сборной, уверена, спортивная судьба многих из них сложилась бы удачнее. Потому что только работавший с гимнастом годами тренер знает, какая ученику нужна нагрузка и как с ним общаться. Московская городская организация ВФСО «Динамо» По материалам: vtbrussia.ru Текст: Даниил Хоптенко Фото: РИА Новости, Анатолий Морковкин 11.04.2014 | ||
| |||||